Структура программы на языке "Паскаль"
На этом занятии мы познакомимся с конструкцией программ на языке программирования высокого уровня "Паскаль".
Этот язык разработал сравнительно недавно, в 1970 году, профессор кафедры вычислительной техники Швейцарского федерального института технологии - Николас Вирт.
Обо всех достоинствах и преимуществах Паскаля перед другими языками мы узнаем после первоначального знакомства с ним, в конце первой части этой книги, а теперь обратимся к составлению простейших программ на этом языке.
Изучение конструкции программ на Паскале начнем с простого примера.
Пример 1. Составить программу решения следующей задачи.
Саша спросил Сережу: "Сколько тебе лет?" Сережа ответил:
"Если бы число моих лет увеличить в 3 раза, а потом уменьшить на 17, то мне было бы 16 лет". Сколько лет Сереже?
Обычно решение такого типа задач начинается с "конца".
Число лет, которое было бы Сереже, т. е. 16, увеличиваем на 17, получаем
Полученный результат уменьшаем в 3 раза, т.е. делим на
получаем 11.Итак, Сереже было 11 лет.
Посмотрим, как будет выглядеть программа решения этой задачи на языке Паскаль.
Program Serg;
var
a, b, c: integer;
begin
write('Ведите число лет, которое было бы Сереже '); readln(a);
b := a + 17;
c := b div 3;
writeln('Сереже было ', c, ' лет')
end.
Если эту программу ввести в компьютер и выполнить, то на экране появится вначале запрос для пользователя:
Введите число лет, которое было бы Сереже
После ввода числа 16, компьютер выдаст на экран:
Сереже было 11 лет
Рассмотрим более детально построение программы.
Она начинается со слова program. Слово program зарезервировано в Паскале, т.е. не может использоваться ни в каких других целях, лишь для начала программы.
После служебного слова program записывается имя программы. В нашей программе именем является serg. Имя программы записывается на английском языке по усмотрению и фантазии автора программы. (В некоторых версиях Паскаля допускается запись имени программы на русском языке).
Конечно, желательным является, чтобы имя программы выражало ее содержание, но как вы сами понимаете, это не всегда возможно.
Имя программы никак в дальнейшем не используется, поэтому требование обязательности объявления имени программы можно считать излишним. Программу можно выполнять и без имени. С другой стороны, - программа без имени неудобна, а иногда непонятна для пользователей и программистов.
Количество символов в имени программы не ограничивается, но значащими считаются первые 63 символа.
Имя программы должно начинаться с буквы. В нем не должно быть пробелов, запятых, точек.
В конце первой строки, после имени программы стоит ";" - точка с запятой.
Этот знак указывает на то, что некоторая инструкция закончена и за ней будет записана следующая инструкция. Правда, первая "инструкция" является именем программы и не походит на инструкцию в смысле "делай то и делай так", но термин " инструкция" мы употребляем в более широком смысле, как одно логически завершенное предложение или его часть. Точка с запятой является обязательным
разделительным знаком в языке Паскаль.
В некоторых версиях языка Паскаль, вы можете встретить такое начало программы:
Program
Serg (input, output);
Как видите, в скобках записаны служебные слова input (ввод) и output (вывод). Они указывают, что в программе будет вводиться и выводиться информация. Для большинства современных версий языка Паскаль и для Турбо Паскаля эти служебные слова являются необязательными. Хотя, надо заметить, их запись в программе не приведет к ошибке. В дальнейшем мы не будем использовать их в программах.
Следующая строка программы:
var
a, b, c : integer;
В этой строке обязательно
указываются все переменные, участвующие в программе и их типы.
Слово var
- это сокращение от слова variable (переменная) и является так же, как и слово program, зарезервированным словом.
После него записываются имена переменных - идентификаторы, в нашем примере: a, b, c. Они записываются через запятую.
После имен переменных стоит ":" - двоеточие, а затем записано служебное, зарезервированное, слово integer. Integer (целый) указывает тип значений, которые принимают переменные - целые числа (..., -4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4, 5,...). Эта строка программы, также как и предыдущая, заканчивается ";" - точкой с запятой.
Далее в программе следует служебное, зарезервированное, слово begin (начать), которым начинается новый раздел программы - раздел операторов.
В этом разделе последовательно записываются команды, операторы, которые разделяются ";" - точкой с запятой. Они будут выполняться компьютером.
Программа заканчивается
служебным словом end, после которого стоит точка.
Она является обязательной во всех паскалевских программах. Точка оповещает о конце текста программы.
Заметьте, последняя строка из раздела операторов перед служебным словом end не заканчивается точкой с запятой. Но, если вы ее поставите, то ошибки не будет.
1. Итак, КОНСТРУКЦИЯ ПРОГРАММЫ на языке
ПАСКАЛЬ
Program <имя>;
РАЗДЕЛ ОПИСАНИЙ
В нем описываются имена переменных и их типы.
Begin
РАЗДЕЛ ОПЕРАТОРОВ
Ввод данных, последовательность команд, вывод результатов.
end.
Эту конструкцию очень удобно изобразить с помощью блок-схемы. Вспомним, что блок-схема состоит из отдельных геометрических фигур - блоков, каждый из которых показывает какие команды или операции надо выполнить.
Вот эти блоки: